Я не люблю фатального исхода...
"Некоторые люди в этом смысле остаются подростками всю жизнь. По образному выражению И. С. Кона, «вечная юность — это вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие». Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности. «Трагедией позднего повзросления» назвал это явление ГО. Н. Давыдов (1983). Ре{гоую (1986) говорит о социально «незрелой личности». Проблема эта не нова, но особенно актуальной она стала примерно три десятилетия тому назад, когда на горизонте впервые замаячили длинноволосые, неопрятные, отрешенные от мира юноши-подростки, именовавшие себя «битниками», потом появились «хиппи», «байкеры», «гамлеры», «панки», «металлисты» и др. При внешней непохожести всех этих праздношатающихся молодых людей объединяет один общий признак — нежелание трудиться.
Стараясь подвести какую-то теоретическую базу под проблему «загадочной молодежи», одни социологи объясняют это упорное нежелание молодых людей взрослеть психологическим конфликтом отцов и детей, истолкованным с позиций психоанализа (1969), другие — конфликтом между молодежью и обществом (1970), третьи — конфликтом нового поколения с современной культурой и цивилизацией в целом (1974).
Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т. д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте — обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.
Основные корни «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципиальном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Однако это не означает, что они одновременно отказываются от прав и привилегий взрослых. Совсем наоборот, именно эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с соответствующими обязанностями и обязательствами.
Наша советская молодежь, несомненно, лучше подготовлена к тому решающему повороту в ее жизни, когда ей приходится принять на себя обязанности и ответственность взрослых людей. Однако не следует закрывать глаза на тот факт, что проблема «позднего повзросления» существует и у нас. У подростка в процессе его формирования вырабатывается или установка деятеля, строителя, борца, который видит свое счастье в том, чтобы трудиться и этим приносить пользу людям, или установка иждивенца, потребителя, который уверен, что будущее придет само и за него не нужно бороться."
(с) Игорь Кон
Стараясь подвести какую-то теоретическую базу под проблему «загадочной молодежи», одни социологи объясняют это упорное нежелание молодых людей взрослеть психологическим конфликтом отцов и детей, истолкованным с позиций психоанализа (1969), другие — конфликтом между молодежью и обществом (1970), третьи — конфликтом нового поколения с современной культурой и цивилизацией в целом (1974).
Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т. д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте — обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.
Основные корни «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципиальном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Однако это не означает, что они одновременно отказываются от прав и привилегий взрослых. Совсем наоборот, именно эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с соответствующими обязанностями и обязательствами.
Наша советская молодежь, несомненно, лучше подготовлена к тому решающему повороту в ее жизни, когда ей приходится принять на себя обязанности и ответственность взрослых людей. Однако не следует закрывать глаза на тот факт, что проблема «позднего повзросления» существует и у нас. У подростка в процессе его формирования вырабатывается или установка деятеля, строителя, борца, который видит свое счастье в том, чтобы трудиться и этим приносить пользу людям, или установка иждивенца, потребителя, который уверен, что будущее придет само и за него не нужно бороться."
(с) Игорь Кон